Источники информации

Я родился - занятия с новорожденными

Я родился!

Я родился! Я хочу учиться!

Развивающие занятия для новорожденных – нонсенс? Вовсе нет! Даже в самом раннем возрасте мы можем поиграть с малышом и помочь ему развивать зрение, слух, осязание. Помните, что развивающие игры не должны быть «обязательными» для вас. Играйте только тогда, когда вам хочется поиграть с ребенком, не вынуждайте себя, иначе не получите удовольствия ни вы, ни ребенок. Кроме того, малыша может не заинтересовать игра, он может хотеть спать или кушать. Будьте внимательны к его состоянию.

Помните: если вы будете заниматься с малышом — это пойдет ему на пользу. Если не будете — это НЕ пойдет ему в ущерб, поэтому не корите себя, если вы устали и не смогли уделить малышу время.

Какие развивающие занятия можно проводить с новорожденным?

ЗАНЯТИЯ В 8-14 ДНЕЙ

Уже с первой недели можно помочь малышу в знакомстве с окружающим миром. Можно развивать зрение и слух, их взаимодействие.

Игра  «Развиваем глазки»

Лежащему на спине ребенку на расстоянии 40-60 см покажите игрушку (можно брать яркие погремушки (шарики, колокольчики, фигурки и т. п.) величиной 6-8 см, по цвету — однотонные (оранжевые или красные, желтые или ярко-зеленые, ярко-розовые)). Таким образом ребенок учится фиксировать взгляд. Медленно перемещайте игрушку влево-вправо (на 20-30 см), чтобы он учился «следовать взглядом» за предметом. При 3-4 повторениях легко встряхните погремушку, т. е. к зрительному воздействию добавьте слуховое.

Игра «Ушки на макушке»

Сбоку слева, а затем справа от лежащего на спине ребенка на расстоянии 25-50 см не очень громко ударьте 2-3 раза в бубен (позвените колокольчиком, хлопните в ладоши, пошуршите бумагой и т. д.), чтобы малыш повернул головку. После 3-4 повторений и возникновения реакции на звук надо показать предмет, издающий звук, в движении, чтобы вызвать у малыша реакцию слежения глазами.

ЗАНЯТИЯ В 14-20 ДНЕЙ

В этом возрасте можно уже развивать у малыша бинокулярное зрение — т. е. «слаженное» зрение обоими глазами.

Игра «Зоркие глазки»

Положите малыша на спинку, наклонитесь над ним, посмотрите ему в глаза, поговорите с ним. Приближаясь и отдаляясь, пока малыш не сосредоточит взгляд на вашем лице. Вызвав зрительное сосредоточение, постарайтесь не двигаться — закрепите умение малыша удерживать в поле зрения неподвижный объект. Ребенок, внимательно всматриваясь в лицо взрослого, уже в этом возрасте сможет фиксировать его взглядом до 5-10 сек.

Игра «Следи за мной»

Покажите ребенку яркую игрушку, например погремушку, на расстоянии 50-60 см от его глаз. Передвигайте ЄAaее влево и вправо примерно на 30 см. Вызвав сосредоточение на предмете, остановитесь, чтобы малыш смог фиксировать взглядом неподвижную игрушку до 5-10 сек.

Игра «Что звучит?»

Потрясите погремушку или колокольчик так, чтобы малыш ее не видел. Ребенок должен сосредоточиться на звуке секунд на 5. Повторите это несколько раз. Затем покажите малышу игрушку, издававшую звук. Как только увидите, что малыш может зрительно сосредоточиться на звучащем предмете, подержите игрушку неподвижно, чтобы он зафиксировал на ней взгляд и рассмотрел ее.

ЗАНЯТИЯ В 20-30 ДНЕЙ

Теперь вы можете помогать своему малышу формировать координированные движения обоих глаз при слежении за движущейся игрушкой, научить его дольше сосредотачиваться на игрушке, развивать более четкое зрение. Можете также способствовать возникновению поисковой реакции на невидимый предмет, издающий звук.

Игра «Все вижу»

Положите ребенка на спинку. Покажите ему цветную образную игрушку размером примерно 10 см (птичка, поросенок и т. п.), привлеките к ней внимание (желательно, чтобы это была игрушка, издающая звуки — например, резиновые с писком игрушки): приближайте и удаляйте ее от глаз ребенка (на 50-70 см), отводите в стороны. Каждый раз старайтесь вызвать сосредоточение взгляда на игрушке. Когда малыш научится плавно следить за игрушкой, можно двигать игрушку, то быстрее, то медленнее. При этом ребенок учится убыстрять или замедлять прослеживание.

Игра «Звуки со всех сторон»

Позвените колокольчиком или погремушкой слева, а затем справа на расстоянии примерно 50-60 см от ребенка, пока он не сосредоточится на звуке, покажите колокольчик, издающий звук. Когда ребенок перестанет смотреть на колокольчик, постучите в барабанчик-вызовите реакцию на другой звук. Покажите барабанчик. Когда слуховая реакция угаснет и на этот звук, спойте незатейливую короткую песенку. Затем эту же песенку спойте над малышом, сосредоточившим взгляд на вашем лице.

Как видите, развивающие занятия с новорожденным вполне возможны! Главное — получать во время этих занимательных игр удовольствие, тогда это безоговорочно пойдет на пользу вашему малышу.